Намедни посетил премьеру замечательного спектакля «Мурркулатура Гофмана» в театре “Школа драматического искусства” в постановке Екатерины Гранитовой-Лавровской по произведению «Житейские воззрения кота Мурра» автором которого является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Само произведение я не читал, но по тому что я смог увидеть во время спектакля оно безусловно должно быть весьма любопытным при прочтении. Роману Гофмана уже более двух сотен лет, а идеи заложенные в нем как ни странно актуальны и поныне, а постановка вышла на удивление живой и интересной для созерцания. Что весьма “бросается в глаза”, так это сам стиль повествования на сцене и что весьма важно, нужно внимательно следить за сюжетом, чтобы полностью понять и осознать историю. Сам сюжет наполнен цикличностью определенных событий и временами отправляет нас в прошлое, чтобы показать одну из сторон персонажа или раскрыть какую либо тайну неведомую нам до этого. Сделано это органично, не резко, чтобы зритель мог перестроиться и понять, что произошло и почему мы в этом фрагменте. Как пример это признания Монаха Киприана в аббатстве про ситуацию с Анжелой и Юлией или про отсылку к возлюбленной маэстро Абрагама, про которую Абрагам сначала думал нам поведать, но слышим мы эту историю из уст Советницы Бенцон и Князя Иренея или про “дочку” кота Мурра. Местами история кота и человека перекликается, а местами есть ощущение что вобще повторяет и что любопытно многим из зрителей будет куда ближе история кота Мурра, чем человека в этом произведении. Этот факт лично для меня был весьма любопытным на оценку. Пересказывать сюжет я конечно не буду, чтобы тем кто захочет пойти не портить историю “спойлерами”. Однако, говоря о постановке, я просто обязан отметить игру актеров. Лично за себя скажу, что игра Игоря Яцко в роли Маэстро поражает. Хочется смотреть и смотреть как он играет роль. Его персонаж в этом произведении очень не простой человек с очень извилистой судьбой и он смог сыграть каждый фрагмент с моей точки зрения безупречно. Аналогично необходимо сказать и про игру Марии Зайковой в роли советницы Бенцон. “Тайны! Тайны! Тайны!” - этот момент когда она буквально допрашивает зрителей, а мы все таки молчим, прямо очень хорошо запоминается живостью, как и вся игра актрисы. Роли Юлии и принцессы Гедвиги актрисы исполнили, позволю себе сказать, на высшем уровне. Однако в произведении есть не только главные роли, но и эпизодические персонажи и тут я отмечу превосходную игру Сергея Ганина, который играл роль профессора эстетики, а также аббата. Вот ты смотришь и веришь в эту игру, что да, профессор бы так и общался, немного напыщенно, с пафосом равномерно и отчасти конечно самовлюбленно, ну так он же профессор - светила знаний. Честно будет отметить, что каждый актер, что участвовал в постановке сыграл прекрасно и надеюсь я никого не обидел выделив тех кого описал выше. Хореография поведения персонажей так же очень хороша. Чего только стоит момент с пуделем и котом, где кот лежит как бы на вершине комода или рабочего стола, на животике, а ведь коты на “верхних полках” обычно как раз лежат на животиках или сидят, чтобы смотреть на близлежащие территории. Так и поведение пуделя Понто - весьма собачье. Я давно был на мюзикле “Кошки” и если там коты и кошки все таки вели себя как люди, то тут когда это надо показать животные ведут себя как раз как животные по поведению, но по мыслям куда более интеллектуальнее чем мы привыкли думать о них. Дуэль Геркулеса и Мурра - очень кошачья, это ощущается и по позам которые приняли для броска коты и по взгляду актеров, хотя перед этим нам рассказывает весьма по человечески Кот Муций, а почему собственно дуэли между этими котами быть. Вот это совмещение и позволяет нам куда лучше прочувствовать и сопереживать коту. Подобное я помню было в старом советском фильме Белый Бим Черное ухо, где мысли и переживания человеческие говорились от лица собаки. Действия персонажей все очень хорошо поставлены, они логичны, даже кривляния несчастного Принца Игнатия добавлены очень в точку, а ведь добавить поведение человека, который не в ладах с головой, так чтобы оно не вызывало отторжения у зрителя, а наоборот органично, как это было с тем же сачком или “хлопушкой”, когда принцесса Гедвига впала в депрессию и персонаж сценарно должен был всячески мешаться во время спора Абрагама и Бенцон и что важно, как по родительски добро и с пониманием отнесся Абрагам к причудам принца. Отдельно считаю надо отметить постановку конфликта между Иоганнесом Крейслером и Принцем Гектором. Сами движения Гектора во время его свидания с Юлией у пруда, как он пытается “скрыть” её за спиной и как Крейслер, зная это дерзко себя ведет, доставляет удовольствие при просмотре. Аналогично раскрытие истории монаха Киприана, решение с “сундуком” на фоне света из которого он рассказывает историю, как ушел в монахи - поставлена и трагично и таинственно и очень серьезно буквально маня нас самих заглянуть в омут своих душ и задуматься а не пора ли нам грешным постричься в монахи. А посему работа балетмейстера спектакля «Мурркулатура Гофмана» Ксении Руденко заслуживает отдельной похвалы, ибо все действия и движения актеров, что именно наполняют жизнью спектакль созданы ей. Дополнительно отмечу, что это не первый спектакль который я имел честь созерцать в котором балетмейстером является Ксения Руденко, первым был Василий Тёркин. И вновь и вновь я приятно поражаюсь тому, как она великолепно подбирает движения персонажам на сцене, буквально оживляя картину для зрителя. Как говорится “Совершенство - не мелочь, но состоит из мелочей” и вот все эти мелочи на которые было обращено внимание, все эти фрагменты чудесной мозаики вместе с прекрасной игрой актеров и отличным сценарием из которых сложился сей спектакль и дали великолепный результат. Крайне рекомендую к просмотру данный спектакль.

Теги других блогов: театр спектакль рецензия